Примечания
- ↑ Драма Погодина о распаде семьи выходит в широкий прокат (рус.). РИА Новости (2 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Кассовые сборы фильма Дом (2011) (рус.). Filmz.ru. Проверено 10 апреля 2012.
- Сергей Гармаш получил кинопремию «Ника» за лучшую мужскую роль в фильме «Дом» (рус.). Gazeta.ru (8 апреля 2012). Проверено 10 апреля 2012.
- Богдан Ступка получил «Золотого орла» за роль в русском «Доме» (рус.). Известия (29 января 2012). Проверено 10 апреля 2012.
- ПРЕМИЯ «НИКА-2012» (рус.). Kinonews.ru. Проверено 10 апреля 2012.
- Сергей Гармаш: «Мы так смешно пытаемся улучшить свою жизнь» (рус.). Известия (7 ноября 2011). Проверено 11 апреля 2012.
- ↑ Олег Погодин: в России все разваливается на уровне семьи (рус.). РИА Новости (2 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Хуторок в степи (рус.). Искусство кино. Проверено 12 апреля 2012.
- ↑ Съемки семейной киносаги «Дом» закончились в крымских степях (рус.). РИА Новости (19 ноября 2010). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Фолкнер в донской степи (рус.). Российская газета (7 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Сергей Гармаш: «Эта картина могла быть и другой» (рус.). Фильм Про (6 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Олег Погодин: «Зрителя не заманишь!» (рус.). Фильм Про (4 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Олег Погодин: «Я брал уроки у Сергея Гармаша» (рус.). ProfiCinema (4 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Крестный дом (рус.). 36on (3 ноября 2011). Проверено 11 апреля 2012.
- Драма «Дом» Олега Погодина (рус.). Kinobusiness.com (3 ноября 2011). Проверено 13 апреля 2012.
- Олег Погодин: «Станиславский — последнее прибежище бездарей» (рус.). Труд. Проверено 1 мая 2012.
- Олег Погодин скрестит «Тихий дон» с «Крёстным отцом» (рус.). Lenta.ru (27 марта 2009). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Интервью с Олегом Погодиным, «Дом» (рус.). Filmz.ru (3 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Петр Зайченко сыграл старика ценой собственного здоровья (рус.). Российская газета (10 марта 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Дом, который построил Уайет (рус.). Фильм Про (4 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Мнение: Все дома (рус.). Фокус (18 февраля 2012). Проверено 13 апреля 2012.
- «Дом» (рус.). Ozon.ru. Проверено 10 апреля 2012.
- Институт культурологии составил список российских претендентов на «Оскар» (рус.). Лента (19 сентября 2012). Проверено 20 сентября 2012.
- ЮБИЛЕЙНЫЙ ДВАДЦАТЫЙ (рус.). Окно в Европу. Проверено 10 апреля 2012.
- Кинофестиваль «Сталкер» подвел итоги (рус.). Агентство Национальных Новостей (16 декабря 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Номинанты и призёры (1998—2011) (рус.). Гильдия киноведов и кинокритиков России. Проверено 10 апреля 2012.
- Богдан Ступка получил «Золотого орла» за роль в русском «Доме» (рус.). Известия (29 января 2012). Проверено 10 апреля 2012.
- «НИКА 2012»: СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ (рус.). IA Rex (9 апреля 2012). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Роковые грабли (рус.). Ruskino. Проверено 10 апреля 2012.
- Вышел в прокат фильм «Дом» (рус.). Tribuna.ru. Проверено 13 апреля 2012.
- «Елена» Звягинцева прибавила «Золотых орлов» к своей коллекции наград (рус.). РИА Новости (29 января 2012). Проверено 13 апреля 2012.
- Дом (рус.). СТВ. Проверено 13 апреля 2012.
- О «Доме» Олега Погодина (рус.). Кинобизон (18 августа 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Рецензия на «Дом» (рус.). Filmz.ru (9 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Выпавшие из Дона (рус.). Коммерсантъ (31 октября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- «Дом»: Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее (рус.). Proficinema (1 августа 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- ↑ Хроники Шамановой балки (рус.). Независимая газета (10 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- Падение дома Шамановых (рус.). Новые Известия (15 ноября 2011). Проверено 12 апреля 2012.
- Сергей Гармаш: «Дом на крови устоять не может» (рус.). Вслух.ru (10 ноября 2011). Проверено 10 апреля 2012.
- «Дом» на крови (рус.). Московский комсомолец (4 ноября 2011). Проверено 12 апреля 2012.
- О «Доме» Олега Погодина (рус.). Kinobizon.ru (18 августа 2011). Проверено 13 апреля 2012.
- «Дом»: семейные ценности патриарха Шаманова (рус.). InterMedia (31 октября 2011). Проверено 15 апреля 2012.
- Кинопоиск.Ру — Материал о фильме «Дом» (рус.). YouTube. Проверено 24 апреля 2012.
Критика
Фильм был положительно воспринят большинством российских кинокритиков, некоторые из которых сравнивали ленту с «Крёстным отцом» и «Тихим Доном».
Анатолий Ющенко с сайта Filmz.ru рассматривает фильм в первую очередь как игру с разными жанрами «от современного криминального эпоса до постмодернистского балагана» и цитатами из американского кинематографа. Он высоко оценил операторскую работу, которая, по его замечанию, отсылает не «к Луцику и Саморядову», а к «Дням жатвы», и музыкальное сопровождение. Однако по мнению Ющенко фильм оказался несостоятелен в попытке претендовать на роль притчи. Ян Левченко из газеты «Коммерсантъ», тоже отметивший работу оператора и художника, увидел в фильме отсылки к Пекинпа и аллюзии на кинематографические изображения просторов Дикого Запада и одновременно сравнил Погодина с Александром Довженко. По его мнению «Дом» — фильм о разобщённости современного российского общества, относящийся к редкой категории фильмов, где все главные герои погибают, но конец воспринимается как счастливый.
Аналитик сайта ruskino.ru Светлана Степнова сравнила «Дом» с вестерном Клинта Иствуда «Непрощённый», заявив, что сюжетные линии у них явно пересекаются. В целом фильм критику не понравился, но она оценила операторскую работу, а также актёрские работы Богдана Ступки и Сергея Гармаша. Обозреватель сайта Proficinema.ru Игорь Перунов полностью раскритиковал фильм, отметив неубедительную игру Сергея Гармаша и то, что морали у ленты нет никакой. Дарья Борисова, журналист «Независимой газеты», писала, что в параллельном выходе фильма Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» и «Дома» есть что-то символическое: «Они о разных эпохах, но в обеих с трагической ясностью отмечена жуткая, иррациональная тяга русских к самоуничтожению. Какие-то тёмные глубины национальной души разверзлись перед двумя художниками разных поколений». Виктору Матизену, репортёру газеты «Новые Известия», фильм припал к душе, однако он отметил, что его можно было сделать ещё лучше, если бы не коллизия интересов режиссёра Погодина и продюсеров Дишдишяна и Сельянова.
Многие обозреватели были шокированы финальной сценой фильма, проводились также аналогии между ней и массовым убийством в станице Кущёвской, произошедшим в ноябре 2010 года, как раз тогда, когда снимался фильм. Отдельное место в рецензиях критиков заняла и актёрская игра. Анатолий Ющенко подметил, что лучшим в актёрском ансамбле «Дома» был, как ни удивительно, не Богдан Ступка, а Екатерина Редникова, «пребывающая в незабываемом образе окрысившейся интеллигентки». Светлана Степнова, наоборот, отдала пальму первенства Ступке, добавив, что он создал невероятно мощный, достоверный и неоднозначный образ Хозяина Дома. Елена Ардабацкая из «Московского комсомольца» поддержала коллег, сказав, что актёрские работы Ступки и Петра Зайченко были прекрасными. Киноведу Нине Цыркун, пишущей в журнал «Искусство кино», «Дом» показался схожим с произведением А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Чеховское томное увядание аристократического семейства у Олега Погодина сменил заскорузло-неуютный распад хуторского двора», — объяснила она. Критик добавила, что Погодин снял неплохое кино, которое было бы ещё лучше, если бы «сценарист Погодин не пожрал режиссёра Погодина». Цыркун похвалила и актёрскую игру Петра Зайченко, Ларисы Малеванной и Сергея Гармаша, на её взгляд, исполнившего лучшую роль в своей жизни.
Кинокритик сайта kinobizon.ru Евгений Антонов оценил несколько нюансов ленты, в том числе и мощный актёрский ансамбль, драматургию, операторскую работу и неоднозначный финал. Последний, впрочем, на его взгляд, может и навредить картине, так как финальная сцена, возможно, «взбаламутит публику». Рецензент сайта Intermedia.ru Денис Шлянцев увидел в «Доме» парафраз «Торжества» Томаса Винтерберга. Раскрытием характеров героев и мотивации их поступков, а также общим психологизмом, лента напомнила Шлянцеву «Нашествие варваров» Дени Аркана и даже «Гараж» Эльдара Рязанова. Критик подытожил свой обзор внесением «Дома» в десятку лучших отечественных фильмов года.
Сам режиссёр Олег Погодин признавался, что основная мораль фильма заключается в том, что дома перестали быть нашими крепостями: «Это фильм о том, как разрушается семья, причём разрушается сначала метафизически, а потом уже и физически. Собственно, это социальное кино, которое я попытался вывести на более высокий уровень, чем просто реалистическая жёсткость, которая сейчас присуща многим нашим фильмам. Я понимаю, что снял негармоничный фильм», — говорил он.
Саундтрек
Композитором фильма выступил Эдуард Артемьев, с которым Погодин договорился об участии в фильме заранее. Во время создания музыки режиссёр и композитор часто спорили по поводу саспенсной части композиций: «У Эдуарда Николаевича вся саспенсная часть была преувеличенно большой, на широких мазках, с большим количеством медной группы, и мне это не нравилось, и я ему об этом так и сказал. Мы спорили, даже поругались один раз. Но я вдруг понял, что этой картине не нужна тема большого саспенса», — объяснял Погодин. Режиссёр отметил, что композиторов уровня Артемьева сейчас почти нет.
Рецензенты увидели в музыке Артемьева явное пересечение с лирическими композициями Нино Рота из фильма «Крёстный отец», хотя Олег Погодин отрицал это, сказав, что Артемьев с самого начала написал абсолютно оригинальную музыку. Светлане Степновой, обозревателю сайта ruskino.ru, музыка показалась слегка навязчивой, но не слишком мешала. Мария Безрук с сайта tribuna.ru назвала музыку Артемьева изумительной и точной.
За написание музыкального сопровождения к ленте Погодина Эдуард Артемьев был удостоен премии «Золотой орёл» и номинирован на премию «Ника», проиграв Леониду Десятникову.
Композиции, использованные в фильме, но не вошедшие в состав официального саундтрека
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» | 2:38 |
2. | «Не сыпь мне соль на рану» | 3:45 |
3. | «На теплоходе музыка играет» | 3:11 |
4. | «Ягода-малина» | 4:39 |
5. | «Играй, гармонь!» | 3:24 |
6. | «Не для меня придёт весна» | 4:43 |
7. | «Казачья плясовая» | 1:53 |
8. | «Raving Moonlight» | 0:47 |
9. | «Prelude № 8 — Well Tempered Clavier» | 2:53 |
10. | «Don’t Stop» | 4:30 |
11. | «Eating Lighting» | 2:15 |
В ролях[править | править код]
|
|
Торренты
Показать фильтр
×
|
Примечания[править | править код]
- ↑ . РИА Новости (2 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ . Filmz.ru. Дата обращения: 2012-4-10.
- . Gazeta.ru (8 апреля 2012). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Лилиана Фесенко. . Известия (29 января 2012). Дата обращения: 2012-4-10. (недоступная ссылка)
- . Kinonews.ru. Дата обращения: 2012-4-10.
- Лариса Юсипова. . Известия (7 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-11.
- ↑ . РИА Новости (2 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Нина Цыркун. . Искусство кино. Дата обращения: 2012-4-12. (недоступная ссылка)
- ↑ . РИА Новости (19 ноября 2010). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Оксана Нараленкова. . Российская газета (7 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ . Фильм Про (6 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Денис Данилов. Фильм Про (4 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Вита Рамм. . ProfiCinema (4 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Виолетта Токарева. . 36on (3 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-11.
- Мария Безрук. . Kinobusiness.com (3 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-13.
- Ольга Галицкая. . Труд. Дата обращения: 2012-5-1.
- . Lenta.ru (27 марта 2009). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Александр Голубчиков. . Filmz.ru (3 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Сусанна Альперина. . Российская газета (10 марта 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Анастасия Примаченко. . Фильм Про (4 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Фоззи. . Фокус (18 февраля 2012). Дата обращения: 2012-4-13.
- . Ozon.ru. Дата обращения: 2012-4-10.
- Валерий Кичин. . Российская Газета (29 июня 2012). Дата обращения: 21 октября 2012.
- . Лента (19 сентября 2012). Дата обращения: 2012-9-20.
- . Окно в Европу. Дата обращения: 2012-4-10.
- . Агентство Национальных Новостей (16 декабря 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- . Гильдия киноведов и кинокритиков России. Дата обращения: 2012-4-10.
- . IA Rex (9 апреля 2012). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Светлана Степнова. . Ruskino. Дата обращения: 2012-4-10.
- Мария Безрук. . Tribuna.ru. Дата обращения: 2012-4-13.
- . РИА Новости (29 января 2012). Дата обращения: 2012-4-13.
- . СТВ. Дата обращения: 2012-4-13.
- Евгений Антонов. . Кинобизон (18 августа 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Анатолий Ющенко. . Filmz.ru (9 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Ян Левченко. . Коммерсантъ (31 октября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Игорь Перунов. . Proficinema (1 августа 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- ↑ Дарья Борисова. . Независимая газета (10 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Виктор Матизен. . Новые Известия (15 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-12.
- Ирина Тарабаева. . Вслух.ru (10 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-10.
- Елена Ардабацкая. . Московский комсомолец (4 ноября 2011). Дата обращения: 2012-4-12.
- Евгений Антонов. . Kinobizon.ru (18 августа 2011). Дата обращения: 2012-4-13.
- Денис Шлянцев. . InterMedia (31 октября 2011). Дата обращения: 2012-4-15.
- . YouTube. Дата обращения: 2012-4-24.
Сюжет
Семья Шамановых проживает в двухэтажном доме посреди донских степей. Во главе семейства — почтенный Григорий Иванович (Богдан Ступка), которого уважает и боится каждый член семьи. Отец Григория Ивановича, Иван Матвеевич (Виктор Хоркин), ветеран Первой мировой войны, прикованный к инвалидному креслу и почти не реагирующий на окружающий мир, готовится отметить столетний юбилей. Каждый занят приготовлением к грядущему празднику.
Тем временем поездом из Москвы в родной дом направляется Виктор (Сергей Гармаш) — старший сын Григория Ивановича, авторитетный преступник по прозвищу «Шаман». Его сопровождают трое сообщников-подчинённых. По прибытии в дом вся семья садится обедать, однако атмосфера за столом накаляется, так как все присутствующие знают, что Виктор — преступник. Григорий Иванович, напротив, несказанно рад приезду Виктора, подчёркивая, что именно на него в молодости он возлагал главные надежды. Однако мать Виктора, Надежда Петровна (Лариса Малеванная), сомневается, что причиной приезда сына стал юбилей дедушки.
В новостных сводках проходит информация об устранении крупного питерского криминального авторитета Леонида Барыгина по кличке «Банкир», и сообщники понимают, что следующей жертвой должен стать Шаман. Виктор отпускает сообщников, они же, в свою очередь, оставляют ему часть привезённого с собой арсенала, включая ящик динамита.
В то же время в гостинице «Степная», неподалёку от дома Шамановых, поселяются несколько человек в костюмах (согласно словам Сергея Гармаша, это — сотрудники ФСБ), разыскивающие Виктора. Под видом электриков они пытаются выведать информацию о местонахождении Шамана, однако никто из членов семьи не признаётся, что Виктор вернулся домой.
Следующей ночью Пашка (Владимир Епифанцев), один из сыновей Григория Ивановича, отправляется с Виктором на охоту. Оставшись наедине со старшим братом, Пашка расспрашивает его о том, как тот попал в тюрьму. Виктор рассказывает, что порезал соперника «из-за бабы», а ее избил. И, как он позже узнал, она, будучи беременной, потеряла из-за этого ребенка. Пашка просит Виктора забрать его с собой в Москву, в банду. Пашка провоцирует драку с Виктором, предварительно настаивая, что если он одержит верх — Виктор возьмет его с собой в Москву. Поединок заканчивается фактическим избиением Пашки, спор проигран.
Не извиняйся… Ни перед кем, никогда, даже если виноват. У Шамановых есть только одно извинение.
Григорий Иванович Шаманов, цитата из фильма
Тем временем боевики следят за сообщниками Виктора и после ужина в ресторане убивают всех троих, предварительно выяснив, где находится Шаманов.
Наступает сотый день рождения Ивана Матвеевича. На празднование приезжает второй сын юбиляра, Алексей Иванович (Пётр Зайченко), вместе с супругой (Татьяна Щанкина) и детьми. После очередной ссоры в доме младший сын Шамановых Андрей (Иван Добронравов) втайне от родных собирает вещи и, заняв денег у Алексея Ивановича, садится на поезд в Москву.
К дому подъезжает боевая группа и занимает позиции. Снайпер располагается на холме напротив особняка, высматривая цель, старший группы незаметно проникает в дом. Виктор чувствует, что опасность рядом. Во дворе в это время между главой семейства и его братом разворачивается грандиозный скандал, в который втягивается остальная родня. Начинается перестрелка, в результате которой оба противника (и Виктор, и командир отряда) получают серьёзные ранения. Крики со двора заглушают стрельбу, и никто не замечает, что в доме Виктор в одиночку противостоит убийцам. Наконец, истекающего кровью Виктора замечает Пашка. Из окна он открывает огонь по машинам службистов, но убивает лишь одного из них. По приказу старшего группы Пашку убивает снайпер.
Придя к выводу, что им оказывается организованное сопротивление, старший группы отдаёт приказ открыть шквальный огонь по дому. Обстрел заканчивается гибелью всех оставшихся в доме членов семьи Шамановых, за исключением Виктора. Спаслись также дети, незадолго до этого уехавшие на реку. Шаманову удаётся отомстить нападавшим с помощью Ивана Матвеевича, который, поняв, что что-то не так, выехал из дома на инвалидной коляске и, вплотную приблизившись к машине последних выживших, сдетонировал коробку с динамитом.
Дав волю своему гневу, Шаманов смотрит вдаль и видит приближающуюся к нему девушку. Он узнаёт в ней Свету (Анжела Кольцова) — свою бывшую невесту, с которой они не виделись с тех пор, как Виктор сел в тюрьму. Света направляет на него пистолет и дважды стреляет, отомстив за свою сломанную жизнь и за нерождённого ребёнка, которого она когда-то потеряла по вине Шаманова.
В финальной сцене картины радостные дети на автомобиле возвращаются с речки домой.